Адрес: 431806 Республика Мордовия, Атяшевский район, с. Шейн-Майдан, ул. Санаторная,15 тел., факс 8(83434) 2-43-93 Email: sh.hkola.internat@yandex.ru |
Шейн – Майданский детский дом №18
Война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - бомбами, голодом, разлуками. Но и в эти годы маленькие граждане были первой заботой народа: выживут они – выживет и страна, ее история, идеалы, будущее… В Мордовию во второй половине 1941 года прибыло 60 тысяч эвакуированных, среди них – 28 тысяч детей. А уже в 1943 году в республике было размещено 31605 детей до 14 лет. Спустя месяц после начала войны, Совет Народных Комиссаров МАССР принял специальное постановление о размещении эвакуированных детей, вывезенных из прифронтовой полосы: «В связи с прибытием в республику из прифронтовой полосы пионерских лагерей, детских домов, детских садов и детских яслей, Совет Народных Комиссаров просвещения и председателей райисполкомов принял решение организовать детские дома в Ичалковском районе на 560 человек, в Ардатовском районе – на 150 человек, в Инсарском районе – на 175 человек, в Атяшевском районе – на 220 человек, в Кадошкинском районе – на 100 человек.» Согласно постановлению, в августе 1941 года на базе Шейн – Майданской средней школы создается Шейн – Майданский детский дом №18. Здесь были размещены эвакуированные дети из Минского пионерского лагеря «Городище» БССР в количестве 214 человек: 94 девочки и 120 мальчиков. Из них 117 белорусов, 94 еврея, одна русская, немка и немец. Весь штат по обслуживанию детского дома был из пионерского лагеря. Директором назначили Реутовича Владимира Степановича. Впоследствии, 28 апреля 1943 года детский дом №18 был преобразован в детский дом для детей военнослужащих, погибших на фронте. В централизованном порядке детский дом обеспечивался продуктами питания, одеждой и обувью. Также имелось подсобное хозяйство - большой земельный участок, на котором сажали морковь, картошку, лук, капусту… Была и своя хлебопекарня. За время войны в детском доме проводились важные мероприятия, направленные на повышение качества учебно-воспитательной работы среди детей, всевозможные соревнования, спартакиады. Как бы ни было трудно, отмечали и праздничные дни – Новый год, День Красной Армии, 8-е марта, 1 мая, праздник Великого Октября. В эти дни готовили праздничные обеды, раздавали сладости, надевали выходную форму. На утренней линейке подводили итоги успеваемости, конкурсов художественной самодеятельности, вечерами ставили концерты. Воспитанники помогали колхозу имени Чапаева в проведении весеннего сева, в уходе за посевами и уборке урожая. Были созданы «тимуровские команды», помогавшие в домашних работах семьям фронтовиков. Наиболее трудным участком в педагогической деятельности является воспитательный процесс, поэтому воспитателем мог быть не каждый. Эта профессия требовала некоторого природного таланта, интеллекта, организаторских способностей, умения быть затейником, любить детей, жертвовать личными интересами и не жалеть времени. Воспитатель должен был уметь рисовать, петь, танцевать и т.д. После школьных занятий и краткого пребывания на воздухе, дети под наблюдением воспитателей садились выполнять домашнее задание. Потом прогулка, игры на воздухе, занятия в самодельных кружках. Рабочий день воспитателя продолжался 16 – 18 часов и без выходных. Руководство требовало от них чуткого и внимательного отношения к детям. Со временем некоторых ребят нашли родители и забрали из детского дома. Старшие мальчики убегали в армию, многих возвращали, а некоторые добирались до фронта. 13 – 15-летних детей отправляли в ремесленные училища. Все меньше становилось воспитанников… Шейн – Майданский детский дом просуществовал до 1951 года. На его базе открылась Шейн – Майданская санаторно-лесная школа, цель и задачи которой сводились к оздоровлению тубинфицированных детей без отрыва от учебного процесса. Сколько лет прошло, сколько всего в жизни случилось, но детдомовцы сороковых все помнят о войне, о жизни в детском доме. А когда начинают вспоминать о тех днях – дрожит голос, суровеют лица. Эти дети, нашедшие вторую родину в Мордовии, до сих пор хранят в своих сердцах самые теплые чувства к этому гостеприимному и красивому краю.
Бухаркин А. П., учитель истории
Наша школа – интернат собирает материал о воспитанниках детского дома №18. Просим откликнуться всех, кто обладает какой-либо информацией.
|
|
|